Форум » » Реконструкция » Ответить

Реконструкция

Леана: Пожалуйста,кто может, поскидывайте сюда выписки из ЦО по реконструкции. Особенно о возможности применения норм ремонтных сборников, о коэффициенте на стесненность 1,2 который можно применять одновременно с коэффициентом на реконструкцию к сборникам нового строительства и т.п. , у нас переселившихся сметчиков утеряны наши архивы и накопления,а сборники ЦО тоже не везде есть ... И пожалуйста не только ссылками на № сборника ,а и текстами.

Ответов - 7

DiM: Сборник 46 Работы при реконструкции зданий и сооружений ДСТУ Б Д.2.2-46:2012 При определении ресурсов на производство работ в эксплуатируемых зданиях, действующих цехах без их остановки, при наличии в цехах высокой температуры газов, дыма и т.п. к нормам затрат труда рабочих-строителей и нормам времени эксплуатации машин, приведенным в сборниках ресурсных элементных сметных норм, которые применяются для определения потребности в материально-технических и трудовых ресурсов по реконструкции зданий и сооружений следует применять следующие коэффициенты: а) в эксплуатируемых зданиях всех назначений, в действующих цехах и на производственных пло-щадках в связи с наличием в зоне производства работ технологического оборудования и предметов, загромождающих помещения, или движения транспорта по внутрицеховым путям – 1,1; б) то же, при наличии особо усложненных условий организации рабочих мест – 1,15; в) при выполнении работ вблизи объектов, находящихся под высоким напряжением, что связано с ограничением действий работающих требованиями техники безопасности, – 1,2; г) при производстве работ в действующих цехах с вредными условиями труда, а также при тем-пературе воздуха на рабочем месте более 40 градусов С в помещениях – 1,25; д) обоснованные проектом усложненные условия, характеризующие строительную площадку, на которой производится реконструкция зданий или сооружений, учитываются путем применения коэф-фициентов, приведенных в пп. 7 и 7.1 приложения Г ДСТУ-Н Б Д.2.2-48:2012.

Аэронаташа: 05-2-09 Наша подрядная организация планирует заключить договор на реконструкцию административного здания, финансирование будет осуществляться за счет средств городского бюджета. При согласовании договорной цены между подрядчиком и заказчиком возникли разногласия, суть которых в следующем. Проектной документацией на реконструкцию админздания предусмотрены работы по устройству монолитных железобетонных перекрытий, стоимость работ определена в договорной цене по нормам ДСТУ Б Д.2.2.2008, которые были помещены в Сборнике «Ценообразование в строительстве» № 6, июнь 2008, а именно: - норма 6-50-53 «Сборка и разборка деревянной щитовой опалубки для устройства перекрытий ребристых»; - норма 6-61-15 «Установка арматурных сеток и каркасов в перекрытия, диаметр 16-32 мм»; - норма 6-65-15 «Укладка бетонной смеси в плиты и ребристые перекрытия с одинарной арматурой». Учитывая, что это объект реконструкции, были применены коэффициенты 1,15 к затратам труда рабочих-строителей и 1,25 к времени эксплуатации машин и механизмов. Заказчик считает, что работы по устройству и разборке опалубки (норма 6-50-53) не относятся к работам по возведению новых конструктивных элементов и требует не применять указанные коэффициенты к этим работам. Просим разъяснить, прав ли заказчик? Заказчик не прав. Согласно ДБН Д. 1.1-1-2000 «Правила определения стоимости строительства», подраздел 2.12 «Дополнительные требования к разработке сметной документации на реконструкцию и техническое ререоснащение предприятий, зданий и сооружений», локальные сметы на реконструкцию составляются с применением ресурсных элементных сметных норм Украины на строительные работы и монтаж оборудования или индивидуальных сметных норм. При определении сметной стоимости строительных работ применяются нормы Сборника 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений» и нормы РЭСН на строительные работы (ДБН Д.2.2-99, ДСТУ Д.2.2:2008) с соответствующими коэффициентами, предусмотренными техническими частями сборников РЭСН, а также Указаниями по применению сметных норм на строительные работы (ДБН Д. 1.1-2-99). При определении стоимости возведения новых конструктивных элементов в реконструируемых зданиях и сооружениях с использованием соответствующих норм РЭСН согласно п. 1.1.25 Технической части Сборника 46 (ДБН Д.2.2-46-99) применяются усредненные коэффициенты к нормам затрат труда рабочих-строителей - 1,15, к нормам времени эксплуатации строительных машин и механизмов - 1,25 (кроме Сборника 46) для приведения указанных норм на новое строительство к условиям выполнения строительно-монтажных работ при реконструкции здания. Упомянутые коэффициенты применяются без специального обоснования в проекте организации реконструкции, за исключением работ по устройству полов, подвесных потолков, заполнению оконных и дверных проемов, работ по отделке, сантехнических и электромонтажных работ, по которым принимается отдельное обоснованное решение заказчиком вместе с проектировщиком исходя из технического состояния здания (разъяснение по данному вопросу помещено в Сборнике «Ценообразование в строительстве» № 5, май 2003, стр.93 - 94). Монолитные железобетонные перекрытия являются конструктивными элементами здания и указанные коэффициенты применяются ко всему комплексу работ по их возведению - сборке и разборке опалубки, установке арматуры, укладке бетонной смеси в конструкции. 01-3-2014 При заключении договора подряда и согласовании дого-ворной цены на выполнение работ по реконструкции сетей газоснабжения в населенном пункте возникли разногласия между заказчиком и подрядчиком по следующему вопросу. Проектной документацией предусмотрена перекладка суще-ствующих сетей газоснабжения с заменой старых труб на новые большего диаметра, а также прокладка новых участков распре-делительных сетей. Подрядчик при определении стоимости работ применил повышающие коэффициенты (1,15 к затратам труда рабочих- строителей и 1,25 к нормам времени эксплуатации машин) во всех видах работ, кроме земляных и демонтажных, со ссылкой на п.1.1.25 Технической части Сборника 46 «Работы при рекон-струкции зданий и сооружений». Специалисты заказчика считают, что эти коэффициенты следует применять только на те работы, которые можно отнести к работам по возведению новых конструктивных эле-ментов на участках сетей, которые существуют, а на работы „о прокладне новых участков распределительных сетей эти коэффициенты применяться не должны, поскольку по технологии дыполнения работ они ничем не отличаются от нового строи-тельства. Подрядчик не согласен с таким мнением, мотивируя тем, что такая трактовка п.1.1.25 Технической части Сборника 46 неправильна, поскольку название проекта - реконструкция, и нельзя делить один проект на две части. Просим разъяснить, чье мнение правильно в данном случае? В данном случае правильным является мнение специалистов заказ-чика, так как по этому вопросу имеется разъяснение Госстроя Украины, доведенное письмом от 15 03.2005 № 7/8-177 (помещено в Сборнике «Ценообразование в строительстве» № 4, апрель 2005, стр.7). В разъяснении указано, что действие пункта 1.1.25 Технической части Сборника 46 РЭСН «Работы при реконструкции зданий и соору-жений» (ДБН Д.2.2-46-99) о применении повышающих усредненных коэффициентов к нормам затрат труда рабочих-строителей и времени эксплуатации строительных машин при определении стоимости работ по возведению новых конструктивных элементов в зданиях и сооружениях, подлежащих реконструкции, не распространяется на работы по соору-жению новых участков или конструктивных элементов при реконструкции линий электропередачи, наружных инженерных сетей (водопровод, кана-лизация, теплоснабжение, газопровод), магистральных и промышленных трубопроводов газонефтепродуктов, автомобильных дорог, железных дорог, трамвайных линий, а также сетей (линий) связи Исключение составляют случаи, когда принимается отдельное обоснованное решение заказчиком с проектировщиком исходя из конкретных условий выполнения работ, например, в замкнутом пространстве существующих инженерных соору-жений (теплокамеры, трансформаторные подстанции, колодцы, проходные туннели и т.п.). Следовательно, в данном случае на работы по прокладке новых участков распределительных сетей газоснабжения повышающие усред-ненные коэффициенты 1,15 и 1,25 не должны применяться 11-2-2010 Просим разъяснить ситуацию, которая возникла при взаиморасчетах за выполненные работы на строительстве, заказчиком которого является государственное предприятие. Проектно-сметная документация на строительство объекта разработана проектным институтом, прошла государственную экспертизу и утверждена в установленном порядке. Для подготовки территории строительства необходимо разобрать старое 5-ти этажное здание общежития, в локальной смете сметная стоимость разборки определена по норме Сбор-ника 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений», а именно 46-56-6 «Разборка надземной части жилых и общественных зданий кирпичных без сохранения годных материалов», измери-тель - 10 м3 строительного объема. По такой же норме была определена стоимость этой рабо-ты в договорной цене подрядчика. При взаиморасчетах за выполненные работы подрядчик потребовал оплатить также работы по демонтажу трубо-проводов отопления, водопровода и канализации, определив стоимость работ по нормам группы 58 Сборника 46, а именно 46-58-1, 46-58-2, 46-58-3, в которых измеритель также 10 м3 строи-тельного объема, мотивируя тем, что в норме 46-56-6 эти работы не предусмотрены, а проектный институт допустил ошибку и не учел их стоимость. Мы, как заказчики строительства, отклонили это требо-вание подрядчика, так как согласно п.1.1.17 Технической части Сборника 46 нормы группы 56, 57, 63 предназначены для опреде-ления потребности в ресурсах на полную разборку жилых и надземной части нежилых зданий независимо от способа произ-водства работ по разборке. Какие-либо другие пояснения по этому вопросу отсутствуют. Просим разъяснить, имеет ли право заказчик, государ-ственное предприятие, дополнительно оплатить работы по демонтажу сантехнических систем с определением их стоимости по нормам группы 58 Сборника 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений»? В соответствии с ДБН А.3.1-5-96 «Организация строительного произ-водства» снос строений, находящихся на территории строительства, выполняется в составе внутриплощадочных подготовительных работ. В проекте организации строительства, разрабатываемом проектной орга-низацией, должны содержаться необходимые проектные решения по наиболее рациональным и безопасным методам производства работ по разборке зданий и сооружений, в том числе очередность их разборки, схемы разборки отдельных зданий и технологическая последователь-ность демонтажа или разборки отдельных конструктивных элементов зданий, наименования и технические характеристики применяемых для этого строительных машин и механизмов, указания по производству работ и технике безопасности, обустройству зоны ведения работ и т.д. На основании проектных решений, предусмотренных проектом организации строительства, определяется сметная стоимость разборки (сноса) зданий и сооружений на стадии инвесторской сметной доку-ментации. В зависимости от принятых способов разборки (сноса) зданий и сооружений в локальных сметах могут применяться ресурсные нормы раздела 8 «Разборка жилых и общественных зданий» Сборника 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений»; стоимость демон-тажных работ может определяться в порядке, предусмотренном пунктом 2.8 «Указаний по применению ресурсных элементных сметных норм на строительные работы» (ДБН Д. 1.1 -2-99). При применении новых технологий разрушения зданий - с помощью направленного взрыва, с помощью гидравлического гидромолота или гидравлических ножниц, в составе инвесторской сметной документации следует разрабатывать индивидуальные ресурсные элементные смет-ные нормы, которые утверждаются в составе проекта (рабочего проекта) с обязательным проведением соответствующей экспертизы (см. п.1.2.5 ДБН Д. 1.1-1-2000). В данном случае в утвержденной в установленном порядке инвес-торской сметной документации стоимость по разборке кирпичного 5-ти этажного здания общежития определена по норме 46-56-6 «Разборка надземной части жилых и общественных кирпичных зданий 3- и более этажных без сохранения годных материалов». По этой же норме была определена стоимость работ по разборке в договорной цене подрядчика, на основании которой был заключен договор подряда, подписанный сторонами. В соответствии со статьей 632 «Цена» Гражданского кодекса Украины «изменение иены после заключения договора допускается только в случаях и на условиях, установленных договором или законом. Изменение цены в договоре после его выполнения не допускается» При рассмотрении данного вопроса следует также руководство-ваться положениями Главы 61 «Подряд» Гражданского кодекса Украины, а именно статьей 844 «Смета» в следующей редакции: «Статья 844. Смета 1. Цена в договоре подряда может быть определена в смете. Если работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета вступает в силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. 2. Смета на выполнение работ может быть приблизительной или твердой. Смета является твердой, если другое не установлено договором. 3. Изменения в твердую смету могут вноситься только по согласо-ванию сторон. В случае превышения твердой сметы все связанные с этим затраты несет подрядчик, если другое не установлено законом. 4. Если возникла необходимость проведения дополнительных работ и в связи с этим существенного превышения приблизительной сметы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, который не согласился на превышение сметы, имеет право отказаться от договора подряда. В этом случае подрядчик может требо-вать от заказчика оплаты выполненной части работы. Подрядчик, который своевременно не предупредил заказчика о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан выполнить договор подряда по цене, установленной договором. 5. Подрядчик не имеет права требовать увеличения твердой сметы, а заказчик - ее уменьшения в случае, если на момент заключения договора подряда нельзя было предусмотреть полный объем работы или необходимые для этого затраты. В случае существенного возрастания после заключения договора стоимости материала, оборудования, которые должны были быть предо-ставлены подрядчиком, а также стоимости услуг, которые оказывались ему другими лицами, подрядчик имеет право требовать увеличения сметы. В случае отказа заказчика от увеличения сметы подрядчик имеет право требовать разрыва договора.» При принятии заказчиком решений о целесообразности выполнения тех или иных работ, не связанных с технической или технологической необходимостью их выполнения, следует руководствоваться принципом экономической целесообразности. В данном случае это относится к вопросу целесообразности выпол-нения работ по предварительной разборке санитарно-технических систем (водопровода, центрального отопления, канализации) с определением стоимости выполнения этих работ по нормам группы 58 Сборника 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений», тогда как утвержденной проектно-сметной документацией предусмотрена разборка надземной части здания без сохранения годных материалов (норма 46-56-6). Экономическая целесообразность выполнения указанных работ может быть определена простейшим расчетом, например: 1) Стоимость разборки надземной части кирпичного пятиэтажного здания без сохранения годных материалов условным строительным объемом 10000 м3 в уровне цен 2010 года составляет (прямые затраты): № п/п Шифр и номер позиции норматива Наименование работ и затрат, единица измерения Коли-чество Стоимость единицы, грн. Всего, грн. 1 2 3 4 5 6 1 Е46-56-6 Разборка надземной части кир-пичных зданий с числом этажей три и более без сохранения годных материалов 10 м3 строительного объема 1000 409,61 409610 Итого прямые затраты 409610 2) Стоимость предварительной разборки санитарно-технических систем в этом же здании составляет (прямые затраты): № п/п Шифр и номер позиции норматива Наименование работ и затрат, единица измерения Коли-чество Стоимость единицы, грн. Всего, грн. 1 2 3 4 5 6 1 Е46-58-1 Разборка санитарнотехнических систем водопровода 10 м3 строительного объема 1000 31,78 31780 2 Е46-58-2 Разборка санитарнотехнических систем центрального отопления 10 м3 строительного объема 1000 32,06 32060 3 Е46-58-3 Разборка санитарнотехнических систем канализации при отсут-ствии ванн 10 м3 строительного объема 1000 145,74 145740 Итого прямые затраты 209580 Расчет Возврат стоимости металлолома т 10 450 -4500 Итого 205080 Сопоставление указанных величин (409610 грн. и 205080 грн.) пока-зывает, что затраты на предварительную (до начала разборки конструк-тивов здания) разборку санитарно-технических систем увеличивают сметную стоимость разборки здания на 50%, что подтверждает эконо-мическую нецелесообразность предварительной разборки санитарно-технических систем здания и правильность принятых проектной органи-зацией решений при определении способа разборки и определении сметной стоимости этих работ. 06-4-2011 Строительная организация в соответствии с договором подряда выполняет работы по реконструкции здания банка для размещения поликлинического отделения больницы, финансиро-вание осуществляется за счет государственных средств. В инвесторской сметной документации и договорной цене, согласованной заказчиком, размер сметной прибыли был опреде-лен с применением усредненного показателя для зданий здраво-охранения в размере 3,38 грн./чел.-ч, а административные расхо-ды рассчитаны как для общественных зданий по усредненному показателю 1,38 apHJ4en.-4. В составе работ по реконструкции имеются работы ремонт-ного характера, стоимость которых определена по нормам на ремонтно-строительные работы (РЭСНр). При подписании Актов приемки выполненных строительных бот по форме № КБ-2в заказчик требует пересчета прибыли и административных расходов по ремонтным работам, как для ремонта объектов социальной сферы: прибыль - по показа-телю 2,71 грн./чел.-ч, административные расходы - по показа-телю 1,23 грнУчел.-ч. Просим разъяснить, правомерны ли требования заказчика? Применение ресурсных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (РЭСНр) при определении стоимости реконструкции объектов правомерно, если характер, состав работ и перечень операций, которые необходимо выполнить при реконструкции, соответствуют занным в ремонтных нормах. К таким работам относятся работы, выполняемые в существующих омещениях реконструируемого здания, - ремонт штукатурки стен и толков отдельными местами; ремонт полов отдельными местами, ремонт олярных изделий; ремонт крыш и кровель; смена остекления; окраска ранее окрашенных поверхностей с расчисткой старой краски и т.д. В соответствии с «Правилами определения стоимости строительств^ (ДБН Д. 1.1-1-2000) размер сметной прибыли определяется с применение^ усредненных показателей, рассчитанных для видов строительства например: промышленные предприятия и объекты производственного назначения - 6,20 грн./чел.-ч; здания органов управления, прокуратуры, банки, рестораны и т.п. - 3,78 грн./чел.-ч; жилые дома (в том числе, отели, общежития, дома-интернаты) - 3,82 грн./чел.-ч; и т.д. С введением в действие Изменения № 6 к ДБН Д. 1.1-1-2000 (с 01.04.2009) в соответствии с п.3.1.18.2 ДБН Д.1.1-1-2000 по стройкам (объектам), в состав которых входят объекты различного назначения, размер сметной прибыли определяется дифференцированно исходя из вида и назначения конкретного объекта - см. пример расчета сметной прибыли в Сборнике «Ценообразование в строительстве» № 7, июль 2009, стр 30 - 36. Согласно Приложению 12 к ДБН Д. 1.1-1-2000, утвержденному приказом Минрегионстроя Украины от 19 03 2009 № 114, сметная прибыль по видам работ исчисляется при определении стоимости: * ремонтных и реставрационно-восстановительных работ на памят-никах архитектуры и градостроительства, стоимость которых опре-деляется по сборникам норм на реставрационно-восстановительные работы (РЭСНрв) №№ 4, 6, 7, 10, 11, 16, 19, 21 (усредненный показатель 2,71 грн./чел.-ч); * реставрационно-восстановительных работ, стоимость которых опре-деляется по сборникам РЭСНрв (кроме сборников №№ 4, 6, 7,10, 11, 16, 19, 21) (усредненный показатель 1,31 грн./чел.-ч); * монтажа технологических трубопроводов и технологического обору-дования (усредненный показатель 2,50 грн./чел.-ч); * пусконал ад очных работ (усредненный показатель 0,82 грн /чел.-ч). Определять прибыль по видам работ - строительно-монтажным и ремонтно-строительным отдельно при определении стоимости рекон-струкции действующими правилами определения стоимости строительства не предусмотрено. При расчете административных расходов необходимо учитывать, ито усредненные показатели Приложения 13 к ДБН Д 1 1-1-2000 утверж-денные приказом Минрегионстроя Украины от 19.03.2009 № 114 приме-няются при составлении инвесторской сметной документации (это указа-но в наименовании таблицы). При формировании договорных цен и затем при взаиморасчетах за объемы выполненных строительных работ применяются расчетные пока-затели, исчисленные на основании бухгалтерских данных о величине административных расходов по подрядной организации за предыдущий отчетный год, а также общей нормативно-расчетной трудоемкости выпол-ненных работ по всем объектам за тот же год, указанной в Актах приемки выполненных строительных работ по форме № КБ-2в (пример расчета показателя административных расходов по подрядной организации приведен в Сборнике «Ценообразование в строительстве» № 11, ноябрь 2008, стр.118 - 127). 01-5-2013 Просим оказать помощь в разъяснении следующего вопроса. В инвесторской сметной документации по объекту <гРекон-струкция системы отопления хозяйственного корпуса городской больницы», которая была утверждена после проведения госу-дарственной экспертизы в установленном порядке, проектная организация применила усредненный показатель для определения размера сметной прибыли в соответствии с п.8 Приложения 12 к ДБН Д.1.1-1-2000, предназначенный для зданий учебных заведений, здравоохранения и отдыха (в том числе, школы, детские сады, больницы, санатории, дома отдыха, физкультурно-оздоровитель-ные комплексы, стадионы, бассейны), в размере 3,38 грнУчел.-ч, а также усредненный показатель административных расхо-дов согласно п.З Приложения 13 к ДБН Д.1.1-1-2000, в размере 1,38 грн./чел.-ч - жилые дома, общественные здания и сооружения (кроме технически или архитектурно особо сложных). Такие же показатели были предусмотрены в согласованной заказчиком договорной цене и в Актах приемки выполненных строительных работ по форме N9 КБ-2в. При проверке стоимости выполненных работ работники Государственной финансовой инспекции Украины зафиксировали нарушение п. 3.1.18 ДБН Д.1.1-1-2000, которое, по их мнению, заключается в том, что усредненный показатель сметной прибыли для указанного объекта необходимо принимать не 3,38 грн./чел.-ч, а 2,71 грн./чел.-ч, а усредненный показатель административных расходов не 1,38 грнУчел.-ч, а 1,23 гр^чел.-ч, как для объектов ремонта, в результате чего завышена стоимость выполненных и оплаченных строительных работ. Мы, заказчики работ, не согласны с такими выводами и требованиями, так как вид строительства, предусмотренный проектом и сводным сметным расчетом, - реконструкция, а не ремонт, поэтому применять показатели, предусмотренные для ремонтных работ в данном случае неправильно. Просим дать разъяснение относительно праеомерности требоеаний работников ГФИ. В соответствии с действующими правилами определения стоимости строительства, усредненные показатели для определения размера сметной прибыли по видам строительства, предусмотренные пунктами 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 18 Приложения 12 к ДБН Д.1.1-1-2000, приме-няются при определении стоимости объектов нового строительства, а также объектов реконструкции. При применении термина «реконструкция» следует руководство-ваться положениями Государственных строительных норм Украины «Состав и содержание проектной документации на строительство» ДБН А.2.2-3:2012. В соответствии с разделом 3 «Термины и определения понятий» данных норм термин «реконструкция» означает: «3.10 реконструкция Перестройка введенных в эксплуатацию в установленном порядке объектов строительства, которая предусматривает усовершенствование производства, повышение его технико-экономического уровня и каче-ства изготавливаемой продукции, улучшение условий эксплуатации и проживания, качества услуг, изменение основных технико-экономических показателей (количество продукции, мощность, функциональное назна-чение. геометрические размеры и т.п.). Реконструкция предусматривает сохранение элементов несущих и ограждающих конструкций и приостановку на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом или его частей (при условии их автоном-ности).» В данном случае в названии проекгно-сметной документации термин «реконструкция» применен только к одной из инженерных систем - системе отопления хозяйственного корпуса, тогда как реконструкция здания в целом, соответствующая вышеприведенному понятию п.3.10 ДБН А.2.2-3:2012, проектом не предусмотрена (при полноценной рекон-струкции существующее здание кардинально перестраивается, при этом может иметь место надстройка этажей, пристройка новых объемов, перепланировка помещений, замена всех инженерных систем и обору-дования и т.д.). Именно при определении стоимости реконструкции здания в целом, соответствующей термину п.3.10 ДБН А.2.2-3:2012, могут применяться усредненные показатели, приведенные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12,13,14,18 Приложения 12, а также в пунктах 1, 2, 3 Приложения 13 к ДБН Д.1.1-1-2000. В данном случае работы по замене или восстановлению системы отопления хозяйственного корпуса подпадают под термин «капитальный ремонт», приведенный в п.3.11 ДБН А.2.2-3:2012, а именно: «3.11 капитальный ремонт Совокупность работ, которые предусматривают, вмешательство в несущие конструктивные системы при замене или восстановлении конструкций, инженерных систем и оборудования введенных в эксплуа-тацию в установленном порядке объектов строительства без изменения их функционального назначения и внешних геометрических размеров в связи с их Физическим износом и разрушением, улучшение эксплуата-ционных показателей, а также благоустройство территории. Капитальный ремонт предусматривает приостановку на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом или его частей (при условии их автономности).» В другом документе, который называется «Примерный перечень услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений» и утвержден приказом Госкомитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 10.08.2004 № 150 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 18.11.2004 за №1461/10060) - см. Сборник «Ценообразование в строи-тельстве» № 2, февраль 2005, стр.71; № 11, ноябрь 2009, стр.59, содержится перечень строительных, санитарно-технических, электромон-тажных и других работ, относящихся к текущему и капитальному ремонту. В частности, к капитальному ремонту систем центрального отопления и вентиляции относятся такие работы: «2.11. Центральное отопление и вентиляция: 2.11.1. Замена индивидуальных котлов, насосов и вентиляторов новыми. 2.11.2. Замена и установка дополнительных секций чугунных инди-видуальных котлов, арматуры и отдельных участков трубопроводов. 2.11.3. Замена приборов отопления, ставших непригодными, уста-новка дополнительных секций и новых приборов отопления. 2.11.4. Замена дымогарных труб индивидуальных котлов. 2.11.5. Замена изоляции трубопроводов. 2.11.6. Замена двигателей для насосов центрального отопления. 2.11.7. Ремонт индивидуальных котлов, бойлеров, электродвигателей, насосов и вентиляторов с разборкой и заменой узлов и деталей. 2.11.8. Установка бойлеров. 2.11.9. Работы, вызванные большими авариями в системе отопления. 2.11.10. Замена трубопроводов центрального отопления. 2.11.11. Устройство центрального отопления вместо печного. 2.11.12. Установка заплат на стальной индивидуальный котел, бойлер, сухопарник, бак. 2.11.13. Замена теплообменника, предохранительных рычажных клапанов. 2.11.14. Установка отсутствующих или замена вышедших из строя вантузов, воздухозаборников с трубопроводом и арматурой. 2.11.15. Замена металлических дымовых труб, стэвших непри-годными. 2.11.16. Ремонт или устройство новых фундаментов под индивиду-альные котлы и другое оборудование. 2.11.17. Все строительные работы, связанные с капитальным ремонтом или устройством новой системы. 2.11.18. Устройство новых сборных коробов. 2.11.19. Ремонт сборных коробов с заменой участков новыми и их окраска. 2.11.20. Устройство новой, восстановление или переустройство системы вентиляции. 2.11.21. Ремонт и замена калориферов. 2.11.22. Устройство автономного отопления квартир.» Минрегион Украины письмом от 06.04.2009 № 9/8-457 (см. Сборник «Ценообразование в строительстве» № 11, ноябрь 2009, стр.58; № 11, ноябрь 2012, стр.41) сообщил, что «Примерный перечень услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений» может быть применен для определения работ текущего или капитального ремонта больниц, учебных заведений, административных зданий по соответствующему решению главного распорядителя средств. Из вышеизложенного следует, что работы, связанные с системой отопления существующего хозяйственного корпуса больницы, и по тер-минологии ДБН А.2.2-3.2012, и по номенклатуре работ «Примерного перечня услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений» отно-сятся к капитальному ремонту, при определении стоимости которого применяется усредненный показатель размера сметной прибыли, предусмотренный п. 15 Приложения 12 к ДБН Д.1.1-1-2000 для ремонта жилья, объектов социальной сферы, коммунального назначения и благо-устройства в размере 2,71 грн./чел.-ч. Аналогично, на стадии составления инвесторской сметной докумен-тации размер административных расходов для такого объекта опреде-ляется с применением усредненного показателя, указанного в Прило-жении 13 к ДБН Д. 1.1-1-2000, п.4 «Дороги, благоустройство, озеленение, объекты инженерной инфраструктуры (инженерные сети и сооружения) в городской зоне и в сельской местности. Ремонт жилья, объектов соци-альной сферы, коммунального назначения и благоустройства» в размере 1,23 грн./чеа-ч. В соответствии с п.4.3 ДБН Д. 1.1-1-2000 на стадии определения цены предложения административные расходы определяются подрядчиком на основании обоснованной их величины и структуры, сложившейся в этой организации за предыдущий отчетный период (год), и загруженности строительной организации. - Уточненные показатели административных расходов, согласованные с заказчиком на стадии согласования договорной цены, используются при проведении взаиморасчетов за объемы выполненных работ. Возмож-ность уточнение показателей административных расходов в процессе строительства устанавливается договором. Примеры расчетов административных расходов на стадии опреде-ления цены предложения приведены в Сборниках «Ценообразование в строительстве» № 11, ноябрь 2008, стр.118 - 127; № 9, сентябрь 2011, стр.70 - 79.

Валерия С.: ЦО №6 за 2004г. стр.31 1. Наше підприємство за договором із замовником будівництва здійснює технічний нагляд і фінансовий контроль при реконструкції адміністративно-побутової будівлі, фінансування бюджетне. Будівля має один поверх і горищні приміщення. Проектом реконструкції передбачається демонтаж даху, надбудова другого поверху і мансардних приміщень. На час реконструкції будівля виводиться з експлуатації, ускладнювальних факторів при виконанні будівельно-монтажних робіт в будівлі, що експлуатується, немає. Підрядна організація подала на узгодження договірну ціну, розраховану на підставі норм на ремонтно-будівельні роботи (ДБН Д.2.4-2000), а також частково за нормами нового будівництва (ДБН Д.2.2-99) із застосуванням підвищувального коефіцієнта 1,15 відповідно до Вказівок щодо застосування РЕКНр, п.2.4. Крім того, до всіх норм застосовано коефіцієнт 1,2, що враховує вплив умов виконання будівельно-монтажних робіт в будівлях, що експлуатуються, відповідно до Додатка Г, п.1 (ДБН Д.1.1-2-99), при цьому підрядник наполягає на його застосуванні, грунтуючись на примітці 3 Додатку Г: «Будівлі і споруди вважаються такими, що експлуатуються, з моменту підписання акта про прийняття їх в експлуатацію. Зазначені в додатку коефіцієнти поширюються на усі без винятку будівлі і споруди, у тому числі житлові будинки, магазини, театри, спортивні споруди тощо». Просимо дати роз’яснення, чи правий підрядник? Підрядник не правий. Відповідно до ДБН Д.1.1-1-2000 «Правила визначення вартості будівництва», розділ 2.12 «Додаткові вимоги до розроблення кошторисної документації на розширення, реконструкцію і технічне переоснащення підприємств, будівель і споруд», локальні кошториси на реконструкцію складаються з застосуванням ресурсних елементних кошторисних норм України на будівельні роботи і монтаж устаткування або індивідуальних кошторисних норм. Отже, при визначенні кошторисної вартості реконструкції в першу чергу застосовуються норми Збірника 46 «Роботи при реконструкції будівель і споруд» і норми РЕКН на будівельні роботи (ДБН Д.2.2-99) з відповідними коефіцієнтами, передбаченими технічними частинами збірників РЕКН, а також Вказівками щодо застосування кошторисних норм на будівельні роботи (ДБН Д.1.1-2-99). Застосування ресурсних кошторисних норм на ремонтно-будівельні роботи (РЕКНр) при визначенні вартості реконструкції припускається у випадку, якщо характер, склад робіт і перелік операцій, які необхідно виконати при реконструкції, відповідають зазначеним у ремонтних нормах. Такі роботи можуть мати місце в існуючій частині будівлі, що реконструюється, (ремонт штукатурки стін і стель окремими місцями, ремонт підлог окремими місцями, ремонт столярних виробів, фарбування раніше пофарбованих поверхонь з розчищенням старої фарби, ремонт дахів і покрівель, заміна скління тощо). При визначенні вартості зведення нових конструктивних елементів у будівлях і спорудах, що реконструюються, з використанням відповідних норм РЕКН відповідно до п.1.1.25 Технічної частини Збірника 46 (ДБН Д.2.2-46-99) застосовуються усереднені коефіцієнти до норм витрат труда робітників-будівельників – 1,15, до норм часу експлуатації будівельних машин і механізмів – 1,25 (крім норм Збірника 46) для приведення зазначених норм до умов реконструкції. Згадані коефіцієнти застосовуються без спеціального обгрунтування в проекті організації реконструкції, за винятком робіт з улаштування підлог, підвісних стель, заповнення віконних і дверних прорізів, робіт з опорядження, сантехнічних і електромонтажних робіт, по яких приймається окреме обгрунтоване рішення замовником разом з проектувальником виходячи з технічного стану будівлі (роз’яснення з даного питання поміщено в Збірнику «Ціноутворення у будівництві», № 5, травень 2003, стор.93 – 94). Що стосується підвищувальних коефіцієнтів до чинних кошторисних норм, що враховують ускладнені умови виконання будівельно-монтажних робіт в будівлях, що експлуатуються, при реконструкції, то їх застосування має бути обов’язково обгрунтовано в проекті організації реконструкції. У більшості проектів реконструкції передбачається, як правило, заміна або відновлення несучих або огороджувальних конструкцій (покриттів і перекриттів, ділянок зовнішніх і внутрішніх стін), перепланування приміщень з розбиранням і улаштуванням знову перегородок, інші роботи, при виконанні яких експлуатація будівлі в цілому за функціональним призначенням (виробництво, лікувальний процес, навчальний процес тощо) неможлива. У випадку, якщо проект організації реконструкції передбачає виконання будівельно-монтажних робіт без припинення експлуатації будівлі або його частини, норми трудовитрат робітників-будівельників, монтажників, час роботи будівельних машин і механізмів збільшуються шляхом застосування (виходячи з умов виконання робіт, передбачених проектом організації реконструкції) коефіцієнтів, наведених у п.1.1.26 Технічної частини Збірника 46 «Роботи при реконструкції будівель і споруд». ЦО №3 за 2015г. стр.71 2. Подрядная организация представила для согласования заказчику договорную цену на проведение работ по реконструкции части здания для размещения банковского учреждения. В перечне подготовительных работ подрядчик указал работу по отбивке штукатурки с поверхности кирпичных стен, определив ее стоимость по Сборнику 11 «Ресурсные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы. Штукатурные работы» ДСТУ Б Д.2.4-11:2012, группа 50, норма 11-50-2 «Отбивка штукатурки по кирпичу со стен, площадь отбивки в одном месте до 5 м2», то есть, как при определении стоимости ремонтных работ. Таким же образом подрядчик определил стоимость работ по пробивке ниш глубиной в 1 кирпич в кирпичных стенах, применив норму Сборника 3 «Ресурсные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы. Стены» ДСТУ Б Д.2.4-3:2012, группа 24, норма 3-24-2, а также еще ряд других работ по ремонтным нормам. Просим разъяснить, могут ли применяться нормы на ремонтно-строительные работы (РЭСНр) при определении стоимости работ по реконструкции зданий или их частей? В подразделе 5.5 ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства» изложены особенности разработки сметной документации на реконструкцию и техническое переоснащение объектов производственного и непроизводственного назначения. Согласно п.5.5.1 данного стандарта локальные сметы на эти виды строительства составляются с применением ресурсных элементных сметных норм Украины на строительные работы и монтаж оборудования или индивидуальных сметных норм. При этом согласно п.5.5.2 при определении отдельных видов работ (ремонт штукатурки, ремонт полов, ремонт кровель и т.п.) возможно применение соответствующих ресурсных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы. Данное положение базируется на том, что перечисленные виды работ, а также некоторые другие – ремонт поверхности кирпичных стен, перекладка кирпичных карнизов, ремонт герметизации стыков наружных стеновых панелей и т.д., – могут выполняться как на объектах капитального ремонта, так и на объектах реконструкции, при этом состав работ и условия их выполнения аналогичны, поэтому применение норм на ремонтно-строительные работы (РЭСНр) (ДСТУ Б Д.2.4) при определении стоимости таких работ на объектах реконструкции правомерно. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в составе ресурсных элементных сметных норм на строительные работы (РЭСН) (ДСТУ Б Д.2.2) имеется сборник норм, специально предназначенный для определения стоимости некоторых видов работ, выполняемых при реконструкции зданий и сооружений. Согласно Приложению 1 к приказу Минрегиона Украины от 28.12.2012 № 667, помещенному в Сборнике «Ценообразование в строительстве» № 5, май 2013, стр.9 – 31, поз.43, данный Сборник именуется ДСТУ Б Д.2.2-46:2012 «Ресурсные элементные сметные нормы на строительные работы. Работы при реконструкции зданий и сооружений (Сборник 46) (ДБН Д.2.2-46-99, MOD)» и содержит ряд норм на такие работы, как усиление существующих несущих конструкций различного назначения, замену конструкций, сверление и пробивку отверстий, пробивку проемов в конструкциях, заделку отверстий, гнезд и борозд, разборку конструкций. Подобные нормы имеются и в некоторых сборниках норм на ремонтно-строительные работы, однако, исходя из требования п.5.5.1 ДСТУ Б Д.1.1-1:2013, при определении стоимости реконструкции следует применять нормы на строительные работы, в состав которых входит Сборник ДСТУ Б Д.2.2-46:2012 «Ресурсные элементные сметные нормы на строительные работы. Работы при реконструкции зданий и сооружений (Сборник 46) (ДБН Д.2.2-46-99, MOD)». Следовательно, в данном случае правильным является применение нормы 46-24-2 «Отбивка штукатурки с поверхностей кирпичных стен» группы 24 «Отбивка штукатурки» ДСТУ Б Д.2.2-46:2012 и нормы 46-28-2 «Устройство в кирпичных стенах ниш глубиной до 25 см» группы 28 «Устройство ниш в кирпичных стенах» ДСТУ Б Д.2.2-46:2012. Применение подрядчиком нормы 11-50-2 «Отбивка штукатурки по кирпичу со стен, площадь отбивки в одном месте до 5 м2» ДСТУ Б Д.2.4-11:2012 и нормы 3-24-2 «Пробивка ниш в кирпичных стенах вручную» ДСТУ Б Д.2.4-3:2012, которые относятся к ремонтно-строительным работам, является ошибкой. ЦО №4 за 2015г. стр.15 1. Для заключения договора подряда заказчик негосударственной формы собственности передал подрядчику проектно-сметную документацию на реконструкцию спортивного комплекса (пристройка к существующему объему, увеличение вместимости зрительских трибун и т.д.). Проектная документация, переданная заказчиком, предусматривает выполнение работ в условиях, когда до начала работ по реконструкции эксплуатация объекта в целом приостанавливается и производство строительных работ осуществляется в нормальных условиях, без наличия факторов, снижающих производительность труда рабочих и увеличивающих трудоемкость выполняемых работ. В настоящее время заказчиком принято решение не выводить объект в целом из эксплуатации и проводить реконструкцию по отдельным частям комплекса (пристройка, зал для спортивной гимнастики, зал для бокса, зал для волейбола, бассейн и т.д.), что значительно усложняет производство работ для подрядчика. По мнению подрядчика, проектная документация должна быть откорректирована в связи с изменившимися условиями, с учетом необходимости совмещать производство строительных работ в отдельных частях комплекса с эксплуатацией здания, стесненности при складировании материалов и производстве работ. В сметной документации также должны быть применены повышающие коэффициенты согласно Технической части Сборника 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений», которые затем будут применяться в договорной цене и при взаиморасчетах за объемы выполненных работ. Заказчик считает требования подрядчика необоснованными и настаивает на заключении договора подряда по имеющейся проектно-сметной документации, оговорив отдельные вопросы в особых условиях к договору подряда. Просим дать разъяснение, правомерно ли в данном случае требование подрядчика? В соответствии с терминами и определениями понятий, приведенными в ДБН А.2.2-3-2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство», реконструкция – это перестройка введенного в эксплуатацию в установленном порядке объекта строительства, которая предусматривает изменение его геометрических размеров и/или функционального назначения, вследствие чего происходит изменение основных технико-экономических показателей (количество продукции, мощность и т.п.), обеспечивается усовершенствование производства, повышение его технико-экономического уровня и качества изготавливаемой продукции, улучшение условий эксплуатации и качества услуг. Реконструкция предусматривает полное или частичное сохранение элементов несущих и ограждающих конструкций и приостановку на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом или его частей (при условии их автономности). В данном случае, если при разработке проектной документации согласно заданию на проектирование предусматривалась реконструкция спортивного комплекса с приостановкой на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом, а в дальнейшем заказчиком принято решение о выполнении работ в отдельных его частях, проектная документация (проект организации строительства и инвесторская сметная документация) должна быть откорректирована по заданию заказчика в соответствии с требованиями ДБН А.3.1-5:2009 «Организация строительного производства», утвержденными приказами Минрегионстроя Украины от 25.12.2009 № 689, от 31.08.2010 № 334 и от 25.05.2011 № 53, действующими с 01.01.2012. Согласно п.3.2.2 данных норм для реконструкции существующего объекта или технического переоснащения действующего предприятия проект организации строительства разрабатывается с участием заказчика. В проекте предусматривается последовательность и порядок выполнения строительных работ, необходимость и сроки приостановки эксплуатации отдельных частей объекта реконструкции, требования комплексной безопасности строительства, другие мероприятия, связанные с совмещением строительных работ с эксплуатацией реконструируемого объекта. Более детально указанные вопросы прорабатываются в проектах производства работ (ППР), которые по объектам реконструкции или технического переоснащения действующих предприятий разрабатываются проектными или проектно-технологическими организациями совместно с предприятиями-заказчиками с участием подрядных организаций (если они на это время определены) одновременно с разработкой проектно-сметной документации (см. Раздел 8 ДБН А.3.1-5:2009). В соответствии с п.3.2.1 ДБН А.3.1-5:2009 проект организации строительства (ПОС) должен быть увязан с другими разделами проектной документации. Предусмотренные в ПОС мероприятия включаются в сметную документацию на строительство. Согласно п.5.5 ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства» локальные сметы на реконструкцию и техническое переоснащение объектов производственного и непроизводственного назначения составляются с применением ресурсных элементных сметных норм Украины на строительные работы и монтаж оборудования или индивидуальных сметных норм. Нормы Сборника 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений» относятся к строительным работам (данный сборник в настоящее время обозначается ДСТУ Б Д.2.2-46:2012 «Ресурсные элементные сметные нормы на строительные работы. Работы при реконструкции зданий и сооружений (Сборник 46) (ДБН Д.2.2-46-99, MOD)» – см. Приложение 1 к приказу Минрегиона Украины от 28.12.2012 № 667 в Сборнике «Ценообразование в строительстве», № 5, май 2013, стр.15, п.43). В соответствии с п.1.1.26 Технической части ДСТУ Б Д.2.2-46:2012, «при определении ресурсов на производство работ в эксплуатируемых зданиях, действующих цехах без их остановки, при наличии в цехах высокой температуры газов, дыма и т.п. к нормам затрат труда рабочих-строителей и нормам времени эксплуатации машин, приведенным в сборниках ресурсных элементных сметных норм, которые применяются для определения потребности в материально-технических и трудовых ресурсов по реконструкции зданий и сооружений, следует применять следующие коэффициенты: а) в эксплуатируемых зданиях всех назначений, в действующих цехах и на производственных площадках в связи с наличием в зоне производства работ технологического оборудования и предметов, загромождающих помещения, или движения транспорта по внутрицеховым путям – 1,1; б) то же, при наличии особо усложненных условий организации рабочих мест – 1,15; в) при выполнении работ вблизи объектов, находящихся под высоким напряжением, что связано с ограничением действий работающих требованиями техники безопасности, – 1,2; г) при производстве работ в действующих цехах с вредными условиями труда, а также при температуре воздуха на рабочем месте более 40 градусов С в помещениях – 1,25; д) обоснованные проектом усложненные условия, характеризующие строительную площадку, на которой производится реконструкция зданий или сооружений, учитываются путем применения коэффициентов, приведенных в пп. 7 и 7.1 приложения Г к ДБН Д.1.1-2-99. Одновременное применение нескольких коэффициентов (за исключением коэффициента подпункта «в», который может применяться вместе с другими) не допускается. При одновременном применении коэффициенты перемножаются.» С учетом изложенных положений государственных строительных норм и стандартов, при необходимости и возможности выполнения строительных работ по реконструкции объекта без приостановки на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом, проект организации строительства должен предусматривать необходимые требования и мероприятия, связанные с совмещением строительных работ с эксплуатацией реконструируемого объекта. Средства на выполнение предусмотренных ПОС мероприятий включаются в инвесторскую сметную документацию на реконструкцию объекта. В локальных сметах применяются обоснованные ПОС повышающие коэффициенты, предусмотренные п.1.1.26 Технической части ДСТУ Б Д.2.2-46:2012, которые учитывают усложненные условия выполнения строительных работ в эксплуатируемых зданиях. Обоснованные ПОС коэффициенты применяются подрядчиком при формировании договорной цены на реконструкцию объекта и в Актах приемки выполненных строительных работ по форме № КБ-2в на стадии взаиморасчетов за выполненные объемы работ.


Леана: спасибо большое, вы очень помогли

Dina: Добрый день. Вопрос определения стоимости проектных работ. п. 4.5 ДСТУ Б Д.1.1-7:2013: "Стоимость проектных работ на полную реконструкцию объектов строительства рассчитывается путем увеличения стоимости проектирования нового объекта строительства до 20 %, по согласованию с заказчиком." Где-то есть определение полной реконструкции? В чем разница между реконструкцией и полной реконструкцией?

Валерия С.: Такого определения или термина не встречала. Были разъяснения по этому до 20% при реконструкции на ПИР в ЦО №4 за 2006г. стр.44 1. Просим дать разъяснение о возможности применения повышающего коэффициента при определении сметной стоимости проектных работ на реконструкцию и техническое переоснащение промышленных предприятий. Пунктом 3.8 ДБН Д.1.1-7-2000 «Правила определения стоимости проектно-изыскательских работ для строительства, осуществляемого на территории Украины» предусмотрен такой коэффициент (до 1,2), но в связи с тем, что пункт 3.8 относится к разделу 3 «Метод определения сметной стоимости проектных работ для строительства объектов жилья и социальной сферы с применением усредненных процентных показателей стоимости проектных работ к сметной стоимости строительно-монтажных работ», не ясно, как определять стоимость проектных работ на реконструкцию и техническое переоснащение промышленных предприятий? В соответствии с п.2.2 «Общих указаний по применению Сборника цен на проектные работы для строительства», Москва, 1990, 2-е изд., дополненное, стоимость разработки проектно-сметной документации на реконструкцию и техническое переоснащение действующих предприятий, цехов, зданий и сооружений определяется по ценам Сборника, исходя из значения основного показателя проектируемого объекта, которое должно быть достигнуто в результате реконструкции, технического переоснащения, с применением коэффициента до 1,2, устанавливаемого проектной организацией по согласованию с заказчиком в соответствии с трудоемкостью проектных работ. Максимальный коэффициент применяется при полной реконструкции или полном техническом переоснащении предприятия, цеха, здания, сооружения. При реконструкции (техническом переоснащении) только части предприятия, цеха, здания, сооружения или только отдельных объектов основного или подсобного и обслуживающего назначения применяется также понижающий коэффициент меньший единицы, учитывающий объем проектных работ по сравнению с новым строительством. В таком же порядке определяется стоимость разработки проектно-сметной документации на осуществляемую одновременно с расширением предприятия реконструкцию действующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения.

Dina: Валерия С. , спасибо.



полная версия страницы